Цель Конкурса – популяризация изучения иностранных языков учащимися общеобразовательных организаций города Твери и активизация их интереса к предмету «Иностранный язык».
Задачи Конкурса: организация внеурочной деятельности по предмету «Иностранный язык»; развитие языковой, речевой и социокультурной компетенций учащихся; знакомство и приобщение к песенной культуре стран изучаемых языков; развитие творческих способностей учащихся, формирование и воспитание художественного вкуса; развитие детского массового творчества, выявление, поддержка и поощрение талантливых детей.
В заочном этапе конкурса приняло участие 48 художественных номеров (173 учащихся 2-11 классов) из 25 общеобразовательных организаций города.
К участию в очном этапе были допущены 25 номеров (54 учащихся 2-11 классов) от 18 школ города.
Конкурс проводился в трех возрастных группах: 2-4 классы; 5-7 классы и 8-11 классы.
Жюри очного этапа высоко оценило организацию Конкурса и уровень подготовки участников финала.
11 февраля 2019 года на базе МОУ СОШ № 15 состоялось занятие постоянно действующего семинара учителей-предметников «Психологическая безопасность образовательной среды» (руководитель Молостова Е.В.) по теме «Безопасная образовательная среда как условие развития личности школьника».
На семинаре присутствовали учителя-предметники и психологи МОУ СОШ № 15 , МОУ СОШ № 7 , МОУ СОШ № 22 .
Занятие началось со вступительного слова руководителя семинара, педагога-психолога Молостовой Е.В.
Присутствующие прослушали и обсудили выступления педагогов МОУ СОШ № 15 и МОУ СОШ № 7 на темы: «Проблемы образовательной среды и ее влияния на развитие личности» (Николаева А.А.); « Психолого-педагогическое сопровождение тревожных детей» (Гостинцева Н.В.); «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности» (Трофимова Р.Г.); «Использование активных методов и приемов обучения в работе с детьми с ОВЗ» ( Молостова Е.В.); «Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе» (Миняева Е.Е.).
Педагоги отметили, что проблема формирования личности является одной из ключевых в педагогике и психологии. Все стороны личности формируются и обнаруживаются в деятельности и общении. При этом характер развития личности зависит от собственных усилий, которые проявляются в различных видах деятельности. Обеспечение творческого характера деятельности учащегося дает дополнительное условие для его личностного развития, помогает преодолеть школьную тревожность, адаптировать к новым образовательным условиям, дать толчок к развитию ресурсных возможностей.
Семинар прошел в атмосфере высокой методической активности и педагогической заинтересованности. Участники отметили важность обмена педагогическим опытом между коллегами, в результате которого приобретаются новые знания и развивается творческая любознательность ребенка .
Семинары в рамках ПДС на базе МОУ СОШ № 50 прошли в феврале и марте 2019 г.
21 февраля 2019 года на базе МОУ СОШ № 50 состоялось занятие постоянно действующего семинара учителей начальных классов, учителей-логопедов «Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» (руководитель Брит А.Е.) по теме «Синквей как прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию».
В рамках семинара-практикума учитель-логопед МОУ СОШ № 39 Горбачева Ю. В. провела мастер-класс по теме: «Использование технологии «Синквейн» на логопедических занятиях у младших школьников с нарушениями чтения и письма». Основной целью данного выступления было обоснование применения синквейна на логопедических занятиях. В процессе обучения были решены следующие задачи:
оказание информационной и методической поддержки учителям-логопедам образовательных организаций;
обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.
Мастер-класс проходил по следующему сценарию:
актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);
блок учебной информации. Основные элементы опыта;
практикум. Обмен идеями;
образная интерпретация;
рефлексия участников семинара.
Использование технологии «Синквейна» в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке, (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.
Все участники семинара смогли составить свои синквейны на темы: кошка, весна, медведь, несчастная любовь, дети, птичка, лед, холод, школа.
Всем участникам семинара было очень интересно на данном практическом занятии, потому что все они не только узнали о новой технологии, помогающей в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, но и сами выполняли задания, предложенные выступающим специалистом.
Очередное занятие постоянно действующего семинара прошло 21 марта 2019 г. по теме «Эбру рисование на воде как форма работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» Категория участников была прежней.
В рамках семинара-практикума учитель-логопед МОУ СОШ № 21, Курочкина К. Н., провела мастер-класс по теме: «Рисование в технике «Эбру» как элемент арт-терапии в работе по коррекции речи младших школьников с ОВЗ».
На семинаре отмечалось, что ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Головной мозг - его высшие корковые функции, руки, кончики пальцев и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка) при речи, теснейшим образом связаны между собой. Поэтому ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстаёт в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. В целом, у детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Поэтому выбор нетрадиционной техники рисования эбру вполне оправдывает себя. Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной умелости и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Во многих случаях эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать эбру в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.
Всем участникам семинара было очень интересно на данном практическом занятии, потому что все они не только узнали о новой технологии, помогающей в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, но и сами выполняли задания, предложенные выступающим специалистом.
21 марта 2019 года в администрации г. Твери состоялось первое в этом календарном году заседание Совета по образованию города Твери. На повестку дня были вынесены два основных вопроса:
1. Формирование индивидуального образовательного маршрута школьника в общеобразовательной организации как средство проектирования его профессионального будущего (из опыта работы Муниципального общеобразовательного учреждения «Тверская гимназия № 10».
2. Российское движение школьников как новый системообразующий компонент воспитательной работы с обучающимися.
Заседание совета прошло под председательством Людмилы Григорьевны Хоменко, заместителя Председателя Совета по образованию, вновь назначенной заместителем Главы администрации г. Твери.
По первому вопросу выступила директор муниципального общеобразовательного учреждения «Тверская гимназия № 10» Ирина Владимировна Садовая. Ирина Владимировна рассказала об этапах процесса профессионального самоопределения обучающихся гимназии: от детской игры, когда ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает их, до собственно выбора профессии. Особое внимание в своем рассказе руководитель гимназии уделила работе, которая ведется педагогами общеобразовательной организации по выявлению и поддержке одаренных детей.
По второму вопросу повестки дня заслушали сообщение Сальникова Даниила, обучающегося 10 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Тверской лицей», председателя Совета лицеистов. Даниил, совмещающий учебу с обязанностями куратора деятельности Российского движения школьников по муниципальному общеобразовательному учреждению «Тверской лицей», доложил присутствующим о деятельности тверского отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», созданной по Указу Президента России Владимира Владимировича Путина с целью содействия воспитанию подрастающего поколения и формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
2 марта 2019 года на базе МОУ СОШ № 1 прошел заключительный этап ежегодного городского конкурса сообщений учащихся 2-6 классов «Открытие» (далее – конкурс).
Конкурс был организован управлением образования администрации города Твери и муниципальным казенным учреждением «Центр развития образования города Твери».
Данное мероприятие призвано, прежде всего, выявить наиболее одаренных учащихся с высокими возможностями развития способностей и интересом к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
В конкурсе принимали участие представители 39 общеобразовательных организаций г. Твери, ОУ ОЛ Довузовского комплекса ТвГУ, Тверского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации (ТвСВУ).
Наибольшее количество работ было представлено в секции «Окружающий мир» (119 из 224 представленных на конкурс работ). При этом все работы в 7 секциях «Окружающий мир» были сгруппированы по определенным направлениям – биология, география физика, физкультура, технология. Необходимо отметить также большой интерес к секциям «математика», «история». Самой малочисленной была секция «немецкий, французский язык».
Для проверки конкурсных работ на этапе заочной экспертизы и публичной защиты был сформирован высокопрофессиональный состав жюри (68 человек). В состав жюри для работы в секции «Окружающий мир» были приглашены не только учителя начальных классов, но и педагоги по предметам.
На публичной защите оценивалось, прежде всего, умение самостоятельно, упорядоченно и образно излагать представленный материал, связно и полно отвечать на поставленные вопросы, а также качество представленной презентации.
Всем участникам была предоставлена возможность обозначить свою позицию по определенной проблеме. Их выступления были отмечены в различных номинациях, наиболее распространенные – глубина изучения темы, образность изложения материала. Грамоты управления образования администрации г.Твери в номинациях получили 33 участника.
По итогам конкурса сообщений победителями стали 25 человек. Наибольшее количество первых мест заняли учащиеся «МОУ, гимназия № 44 г. Твери» (5 победителей), второе место разделили МОУ многопрофильная гимназия № 12 г. Твери и ТвСВУ (по 4 победителя). Каждый победитель получил подарочный сертификат на групповое обучение английскому языку в федеральной сети языковых школ iSPEAK (3 бесплатных занятия).
Призовыми местами отмечено 52 автора сообщений.
Кроме того, в рамках каждой секции были определены победители по результатам общественной оценки публичной защиты. Все школьники, представившие работы на конкурс, получили свидетельства об участии.