Тверь и Москва – вместе за развитие системы образования
В рамках проекта «Школы России – партнеры Москвы», в целях изучения образовательных практик Твери, в апреле 2018 года наш город посетила делегация руководителей и педагогов московских школ № 827 и № 1506, одна из более чем 100 команд директоров и учителей столичных школ, вовлеченных в реализацию указанного проекта. Основным итогом насыщенной программы визита делегации стало подписание соглашения о сотрудничестве между управлением образования администрации города Твери и Департаментом образования города Москвы о ведении партнерского сотрудничества в области внедрения эффективных подходов к формированию функциональной грамотности, проектной деятельности в образовании, аттестации руководителей образовательных организаций, создании условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности. По итогам двухдневного визита стороны выразили уверенность в том, что опыт, как приобретенный в Твери, так и привезенный в наш город гостями из Москвы, обязательно будет использован в работе педагогов соседних муниципалитетов.
30 августа 2018 года, в преддверии начала учебного года, делегация руководителей образовательных организаций из г. Твери, возглавляемая начальником управления образования администрации г. Твери Надеждой Александровной Афониной с ответным визитом посетила Москву.
Программа встречи московских и тверских коллег, теперь уже полноценных партнеров, состояла из двух основных блоков – знакомства с тем, что собой представляет современный образовательный московский комплекс, на примере Школы № 827 и участия в Московском международном форуме «Город образования».
В первой части визита тверских гостей радушно встретили в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 827». Представители столичного педагогического сообщества рассказали, как функционирует образовательный комплекс, от младшей ступени до старшей, как взаимодействует школа и город. Крупное и успешное учебное заведение расположено в московском районе Северное Тушино и входит в ТОП-300 лучших школ Москвы. За последние несколько лет школа реорганизовалась в большой образовательный центр, вобрав в себя два детских сада, большой детский комплекс и школу № 1057.
При посещении дошкольного учреждения, являющегося составной частью образовательного центра, начальным звеном в системе непрерывного образования детей, тверских педагогов поразило, на каком высоком уровне в детском саду обеспечивается приоритет общечеловеческих ценностей, насколько демократичен там воспитательно-образовательный процесс. Все воспитанники включены в деятельность учреждения с учетом их возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и интересов. Все это позволяет после выпуска из детского сада быть ребенку успешным при обучении по программам начальной школы.
Похвастались московские коллеги главной гордостью своих профильных результатов – реализацией проектов «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». Инженерный класс функционирует при активном содействии центров технологической поддержки образования и лучших специалистов столичных вузов. Создан проектный офис. Наибольший интерес вызвал Медицинский класс, проект, объединивший усилия учителей московских образовательных учреждений, ресурсы муниципальной системы образования Москвы и ведущих специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени Ивана Михайловича Сеченова. В школе открыты медицинские 10 и 11 классы, действует развитая система предпрофильных естественнонаучных классов с 5 по 9.
О реализации в школе творческих порывов учащихся рассказала Евгения Борисовна Бухарова, руководитель Школы искусств «Премьера». Детские хоры под руководством Евгении Борисовны не раз становились Лауреатами городских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
Главным итогом посещения Школы № 827 стало принятие предварительного решения о проведении периодических, ежемесячных, выездных занятий на базе Медицинского класса московской школы для обучающихся школ Твери.
Не менее яркие впечатления оставило участие тверской делегации в Московском международном форуме «Город образования», который проходил в конце августа – начале сентября в 75-ом павильоне ВДНХ. Образовательный форум, крупнейшая коммуникационная и выставочная площадка, посвящённая вопросам школьного и профессионального образования, организованный при поддержке Правительства Москвы, стал наиболее посещаемым мировым событием в сфере образования. В качестве гостей для участия в форуме были приглашены и начальники отделов управления образованием из городов России, в том числе и города Твери. Делегации из Твери выпала возможность принять участие в множестве мероприятий деловой, познавательной и развлекательной программ, ближе познакомиться с возможностями столичного образования. Директора тверских школ и представители управления образования администрации г. Твери с интересом узнали о ключевых проектах московского образования, таких как: «Московская электронная школа», «Предпрофессиональное образование», «Площадка WorldSkills», «Мои достижения в моем городе», «Техносфера московской школы» и других значимых проектах.
В рамках Московского международного форума прозвучало предложение о создании проекта по взаимообучению городов, основной задачей которого должен стать обмен практическим опытом интеграции городских ресурсов для эффективной реализации идей современного образования, использования потенциала организаций науки, культуры и бизнеса с целью формирования у школьников необходимых компетенций, обмен актуальными программами, методиками и проектами в сфере обучения и контроля качества образования, которые есть в каждом городе.
«Москва за последние несколько лет изменилась кардинально — это город будущего! Москва нас просто поразила сегодня! Мы заключили соглашение о сотрудничестве со школами Москвы, и сегодня директора школ города Твери находятся в одной из столичных школ. Данная образовательная организация предложила нам использовать их базу, наработки, для обучения наших школьников. Речь идёт о таких направлениях, как медицинские, инженерные классы — все это мы сейчас пытаемся открыть в школах нашего города», — поделилась своим впечатлением от визита в Москву возглавляющая тверскую делегацию Надежда Александровна Афонина.
В целом, встреча с московскими коллегами и партнёрами оказалась плодотворной, насыщенной и интересной, вызвала только приятные эмоции, не оставив гостей из Твери равнодушными. По итогам визита стороны договорились не останавливаться на достигнутом, продолжать реализовывать интересные совместные идеи и смелые проекты.
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ г. ТВЕРИ
28 августа 2018 года на базе тверского Дворца творчества детей и молодежи состоялось пленарное заседание ежегодной августовской Педагогической конференции на тему: «Развитие системы образования г. Твери в контексте основных стратегических ориентиров». Проведение педагогической конференции на исходе лета, в преддверии начала нового учебного года, давно стало одной из добрых традиций, заложенных в муниципальной системе образования.
В работе пленарного заседания Педагогической конференции приняли участиеисполняющий обязанности Министра образования Тверской области Дмитрий Александрович Куликов, Глава администрации города Твери Алексей Валентинович Огоньков, заместитель Главы администрации города ТвериЛюбовь Николаевна Огиенко, руководитель управления образования администрации города Твери Надежда Александровна Афонина, представителиуправления образования администрации города Твери, более 350 руководителей и педагогов образовательных организаций областногоцентра, ветераны труда, молодые специалисты и другие неравнодушные к судьбам подрастающего поколения люди.
В рамках торжественной части мероприятия почетные гости выступили со словами приветствия педагогического сообщества Твери, а такжеприняли непосредственное участие в церемонии награждения лучших работников муниципальной системы образования. Лейтмотивом Педагогической конференции в этом году стало обсуждениецелевых показателей для достижения их в образовательной сфере, заявленных в так называемом «майском» Указе Президента России Владимира Владимировича Путина«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Пленарное заседание открыл Алексей Валентинович Огоньков, лаконично рассказав об основных аспектахдеятельности администрации г. Твери по развитиюмуниципальной системы образования. С фундаментальным докладом на тему «Развитие системы образования г. Твери в контексте основных стратегических ориентиров»выступила Надежда Александровна Афонина, рассказав присутствующим об основных достижениях образовательных учреждений и приоритетных направлениях развития муниципальной системы образования в 2018/2019 учебном году, тесно перекликающихся с задачами, поставленными Президентом России в «майском» указе. Об основных векторах развития образования на уровне региона доложил Дмитрий Александрович Куликов.
Заявить о себе, поделиться накопленным опытом и похвастаться достижениями научной работы своих педагогов и учащихся образовательные организации города смогли на выставке, приуроченной к проведению конференции и прошедшей в день мероприятия. Дошкольные учреждения традиционно представили творческие работы своих воспитанников, поражающие разнообразием, самобытностью и высоким качеством исполнения. Кроме муниципальных образовательных учреждений, на выставке был представлен детский технопарк «Кванториум». Цель проведения методической выставки - демонстрация результатов учебно-воспитательной работы и научно-методических достижений педагогических коллективов образовательных организаций, пропаганда перспективного педагогического опыта. Одновременно на первом этаже Дворца творчества детей и молодежи проходила презентация альманаха «Михаил Тверской. Путь домой», изданного по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора при содействии Правительства Тверской области, а также приуроченная к ней выставка детского рисунка «История глазами детей. Михаил Тверской» изостудии «Соцветие» ТОДК «Пролетарка».
Пленарному заседанию, как и в предыдущие годы, предшествовало проведение творческих мастерских и дискуссионных площадок в образовательных организациях Твери. 34 творческие мастерские былиорганизованы для педагогических работников общеобразовательных организаций и 32- для педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Главная цель проведения творческих мастерских– предоставление работникам системы образования возможности профессионального общения и обмена опытом, развитие творческих способностей педагогов, содействие внедрению инновационного опыта в учебно-воспитательный процесс. В работе творческих мастерских приняли участие более 2000 педагогов школ и около 500 работников дошкольных образовательных организаций. 27 августа 2018 года на площадках образовательных учреждений и учреждений культуры Твери состоялась работа ряда дискуссионных площадок по наиболее актуальным направлениям. Обобщенные итоги работы дискуссионных площадок были представлены на пленарном заседании Педагогической конференции их модераторами:
? МБОУ СШ № 30 - «Образование Твери в векторе развития города, региона, страны» - В.Г. Моргось, заместитель начальника управления образования администрации г. Твери;
? Тверская областная картинная галерея – «Сетевое взаимодействие как образовательный ресурс для эффективного инновационного развития дошкольного учреждения»- А.Л. Сиротюк, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тверского государственного университета;
?МОУ СОШ № 11 – «Сотрудничество – социальный ресурс образования» - Е.А. Кучина, директор МБОУ СОШ № 17;
?Дворец творчества детей и молодежи – «Российское движение школьников – старт для траектории личностного развития ребенка» - В.Н. Сувернева, начальник отдела воспитательной работы и учреждений дополнительного образования управления образования администрации г. Твери;
?МОУ «Тверская гимназия № 8» - «Поддержка одаренных детей – векторы развития» - Е.Е. Воронова, директор тверской гимназии № 8.
Основными участниками дискуссионных площадок стали представители управления образования администрации г. Твери, руководители и заместители руководителей образовательных организаций, педагоги, руководители научных обществ учащихся, психологи.
Педагогом может быть только человек,бесконечно преданный своему нелегкому делу. Именно он, Учитель с большой буквы, оказывает влияние на выбор будущей профессии и жизненного пути.По итогам работы за прошедший учебный год лучшие педагоги Твери были награждены федеральными, региональными и муниципальными наградами.
Напутственные слова прозвучали также в адрес присутствующих на мероприятии молодых специалистов, выпускников учебных заведений, выбравших своей профессией учительство.
Традиционно по окончании конференции для педагогических и руководящих работников образовательных организаций города прозвенел звонок как символ начала нового учебного года.
Основные направления работы отрасли на ближайшую перспективу, обозначенные на конференции, будут дополнительно обсуждаться на педагогических советах в коллективах.
Информация о проведении августовских секций
23 августа 2018г. в рамках Городской августовской конференции проведены секции для педагогических работников ОУ г.Твери, реализующих программы дошкольного образования, где направляющей темой обсуждения являлось качественное дошкольное образование, как один из главных приоритетов государственной политики Российской Федерации. На 34 секциях обсуждались вопросы по актуальным проблемам и перспективам развития детей дошкольного возраста, профессиональная компетентность и культура работников дошкольного образования, а также прошла презентация опыта работы 293 педагогов всех категорий ОУ, реализующих программы дошкольного образования. На секциях участвовало 577 педагогов.
О творческих мастерских
23 августа 2018 г. в рамках августовской педагогической конференции руководящих и педагогических работников «Развитие системы образования г.Твери в контексте основных стратегических ориентиров» прошли творческие мастерские, объединившие на 34 площадках образовательных организаций учителей иностранного языка, русского языка и литературы, математики, предметов естественнонаучного цикла, начальных классов, ИЗО, физической культуры, технологии, музыки, педагогов-психологов, учителей –логопедов и педагогов дополнительного образования .
В работе творческих мастерских приняли участие более 1200 педагогических работников.Тематика заседаний была посвящена актуальным проблемам современного образования: повышение качества образовательного процесса в соответствии с задачами развития муниципальной системы образования г.Твери, реализация требований ФГОС второго поколения, организация здоровьесберегающего пространства, реализация программ духовно-нравственного и патриотического воспитания, безопасного образа жизни, организации внеурочной деятельности и др.
На базе МБОУ СШ № 19 в рамках работы творческой мастерской «Школа молодого учителя» состоялась встреча начальника управления образования администрации города Твери Надежды Александровны Афониной с молодыми учителями. Разговор шёл о роли образования в социально-экономическом развитии города, региона и роли учителя в современном обществе, о том, что могут сделать государство и общество для поднятия престижа профессии «Учитель». Надежда Александровна подчеркнула, что на молодых учителей возлагаются большие надежды, им предстоит вывести образование на новый уровень, значит нужно соответствовать тем требованиям, которые предъявляются сегодня в образовании, то есть быть грамотными, профессионально подготовленными, мобильными: «Сегодня учитель должен не только учить детей, но должен и сам учиться на протяжении всей деятельности, постоянно повышая профессиональный уровень». В свою очередь молодые педагоги получили возможность задать начальнику управления образования интересующие вопросы, обсудить их. В итоге встречи молодые специалисты поблагодарили Надежду Александровну за интересный продуктивный диалог.
На творческих мастерских учителей иностранных языков обсуждались основные вопросы подготовки обучающихся к итоговой аттестации, повышения мотивации и современные подходы к изучению английского языка. Учителя МОУ многопрофильная гимназия № 12 презентовали систему работы по подготовке обучающихся к выполнению заданий № 18-32 ОГЭ ( лексика и грамматика), № 33 (личное письмо), моделирование современного урока с учетом особенностей поколения ZET. Достаточное внимание было уделено организации внеурочной деятельности и использованию конкурсов, викторин, квестов с целью повышения качества образования по иностранным языкам.
Работа творческой мастерской воспитателей групп продленного дня была посвящена духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Учителям биологии был представлен опыт работы по профориентации школьников, по использованию личностно-ориентированного подхода в обучении биологии, проектного метода обучения.
Тематика выступлений школьных библиотекарей включала такие направления, как формирование «обменного фонда учебников», социологические исследования в школьной библиотеке, рубрику «Учимся у коллег».
Учителя химии, географии и физики познакомились с опытом работы по применению мини-проектов на уроках, использованию личностно-ориентированного подхода в условиях реализации ФГОС, диагностики УДД. Особое внимание было уделено формированию экологической культуры обучающихся.Выступающие поделились опытом организации и проведения защиты проекта.
В ходе работы творческих мастерских учителей математики, информатики и русского языка и литературы были обсуждены вопросы повышения качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, результаты ЕГЭ и ОГЭ, анализ ошибок, проблемные вопросы ГИА по русскому языку и математике,определены пути повышения качества математического и филологического образования обучающихся в 2018-2019 учебном году. Не менее актуальными и важными стали вопросы проектирования уроков в контексте ФГОС, система работы с одарёнными детьми и организации научно-исследовательской работы обучающихся.
На творческих мастерских, собравших учителей начальных классов, был представлен опыт работы по формированию и мониторингу УУД, проектной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, реализации системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС, моделированию современного урока. Много внимания в работе творческих мастерских учителей начальных классов было уделено формированию здорового образа жизни обучающихся.
Учителей истории и обществознания руководитель городского методического объединения познакомила с результатами ВПР и ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию за 2018, а коллеги поделились опытом работы.
Педагогам дополнительного образования, учителям музыки, учителям-логопедам и педагогам-психологам был представлен опыт работы по патриотическому воспитанию учащихся, формированию УДДД во внеурочной деятельности, психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Все присутствующие приняли активное участие в обсуждении проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных организаций.
Учителям технологии был представлен опыт работы по апробации нового УМК для 5 класса.
Интересно и содержательно прошли тематические творческие мастерские на базах МОУ СОШ № 22 «Формы и методы повышения мотивации учащихся посредством учебных предметов в основной школе» и МОУ СОШ № 40 «Мотивация обучения».
Учителя физической культуры в своих выступлениях отметили, что для повышения эффективности урока физической культуры особое внимание необходимо уделять распределению правильной нагрузки, самоконтролю, использованию игровых методов и музыкальному сопровождению. Были показаны приемы, направленные на развитие силы, ловкости, выносливости, внимания, скорости, гибкости.
Преподаватели-организаторы ОБЖ представили опыт работы по совершенствованию форм и методов работы по формирования здорового образа жизни и культуры безопасного поведения обучающихся, патриотическому воспитанию, по подготовке обучающихся к выполнению нормативов по темам РХ и БЗ.
Все выступающие продемонстрировали высокую профессиональную компетентность, умение анализировать результаты деятельности, представлять свой опыт.
Работа творческих мастерских вызвала большой профессиональный интерес всех участников и явилась стартом для эффективного начала 2018-2019 учебного года.