1-я часть
(из приведенных вариантов ответов следует выбрать правильные, соответствующие положениям законодательства о защите прав потребителей)
- Кто является потребителем по законодательству о защите прав потребителей?
а. Гражданин, индивидуальный предприниматель, а также юридическое лицо, заказывающие, приобретающие или использующие товары (работы, услуги);
б. Гражданин, индивидуальный предприниматель, а также юридическое лицо имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующие товары (работы, услуги);
в. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
г. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных и иных нужд, в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
- В течение какого срока потребитель вправе предъявить требования продавцу в отношении недостатков товара, если гарантийный срок не установлен?
а. Потребитель не вправе предъявлять требования продавцу в данном случае;
б. В течение 14 дней со дня передачи потребителю такого товара;
в. В пределах 1 года со дня передачи потребителю такого товара;
г. В пределах 2 лет со дня передачи потребителю такого товара.
- Кем определяется размер компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав?
а. Потребителем;
б. Продавцом (изготовителем, исполнителем);
в. Роспотребнадзором;
г. Судом.
- С какого момента начинается исчисление гарантийного срока для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих)?
а. С момента изготовления товара;
б. С момента передачи товара потребителю;
в. С начала использования товара потребителем;
г. С момента наступления соответствующего сезона.
- Вправе ли продавец (исполнитель) включать в договор с потребителем условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с законодательством?
а. Вправе;
б. Вправе, но только при наличии письменного согласия потребителя;
в. Вправе, но только в случае продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) со скидкой;
г. Не вправе.
- Что считается существенным недостатком товара (работы, услуги)?
а. Несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям);
б. Несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
в. Неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
г. Несоответствие товара (работы, услуги) целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
- Вправе ли продавец предлагать к продаже товар, который был в употреблении, и/или в котором устранялся недостаток (недостатки)?
а. Вправе;
б. Вправе, но только в магазинах, специализирующихся на продаже таких товаров;
в. Вправе, но только с обязательным предоставлением потребителю информации об указанных обстоятельствах;
г. Не вправе.
- С какого момента гражданин признается потребителем?
а. Перед входом в магазин с намерением приобрести товар;
б. С момента покупки товара;
в. С момента заключения договора;
г. С момента выдачи товарного или кассового чека.
- В течение какого срока потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества?
а. В течение 7 дней со дня передачи потребителю такого товара;
б. В течение 10 дней, не считая день его покупки;
в. В течение 14 дней, не считая день его покупки;
г. В течение 14 дней, считая день его покупки.
- Какой из перечисленных товаров надлежащего качества нельзя обменять на аналогичный товар у продавца, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации?
а. Джинсы;
б. Смартфон;
в. Рюкзак;
г. Диван.
- Вправе ли потребитель отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)?
а. Нет;
б. Да, в течение 3 дней со дня заключения договора;
в. Да, в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;
г. Да, в любое время при условии оплаты исполнителю 50% от стоимости выполненной работы (оказанной услуги).
- Какой из указанных способов торговли не относится к дистанционному?
а. Продажа товаров в телемагазине;
б. Продажа товаров через Интернет;
в. Продажа товаров по образцам;
г. Продажа товаров по каталогу.
- В течение какого срока потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества, приобретенного в Интернет-магазине, если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара?
а. 7 дней;
б. 10 дней;
в. 14 дней;
г. 3 месяца.
- Когда продавец должен предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора при дистанционном способе продажи?
а. До заключения договора;
б. В момент заключения договора;
в. В момент доставки товара;
г. Продавец не обязан предоставлять указанную информацию.
- Как безопасней оплачивать товары, приобретаемые в Интернет-магазинах?
а. С помощью своей основной банковской карты, чтобы заработать дополнительные бонусы;
б. С помощью кредитной карты;
в. С помощью специальной карты для покупок в Интернете;
г. С помощью пластиковой карты.
- С какого возраста можно пользоваться услугами банков?
а. С 6-летнего возраста;
б. С 14-летнего возраста;
в. С 16-летнего возраста
г. С 18-летнего возраста.
- Какая разновидность пластиковых карт не относится к банковским картам?
а. Кредитная карта;
б. Дисконтная карта;
в. Дебетовая карта без овердрафта;
г. Дебетовая карта с овердрафтом.
- В чем необходимо убедиться перед получением кредита?
а. Что сотрудники банка хорошо понимают ваши жизненные обстоятельства;
б. Что вы прочитали договор, поняли его и согласны с условиями;
в. Что ваши доходы достаточны для оплаты кредита и обеспечения нормальной жизни за счет того, что останется;
г. Что у вас есть запас средств, за счет которого вы будете расплачиваться с банком в случае, если временно потеряете основной доход.
- В каком случае ставка процента, скорее всего, окажется самой высокой?
а. По кредиту, оформленному в салоне связи на покупку смартфона;
б. По кредиту наличными, выданному в банке;
в. По микрозайму, выданному в микрофинансовой организации;
г. Во всех этих случаях ставка процента должна быть одинаковой.
- Что не является финансовым мошенничеством?
а. Сотрудник банка просит вас назвать PIN-код вашей банковской карты;
б. При вашем обращении в колл-центр банка, вас просят назвать кодовое слово;
в. Центральный банк РФ сообщает вам, что ваша банковская карта заблокирована;
г. Все описанные ситуации являются мошенничеством.
2-я часть
(Практические задания)
- Дарья купила в магазине йогурт. Открыла, а сверху оказалась плесень. Срок годности еще не истек. Чек Дарья не взяла. Какими правами обладает Дарья в данной ситуации? (Обоснуйте свой ответ)
На основании п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») и п. 27 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55) в случае обнаружения в течение срока годности недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (в т.ч. продовольственного), Дарья вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены или отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом Дарья вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В соответствии со ст. 493 Гражданского кодекса РФ отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора.
- Паша с Викой пошли в кинотеатр. При входе стояла сотрудница и попросила Пашу открыть рюкзак, в котором лежала бутылка газированной воды и две пачки чипсов. Увидев данные продукты, сотрудница отказалась пускать их в кинотеатр, указав на табличку, висевшую на входе: «Проносить с собой еду и напитки запрещено. Администрация». До начала сеанса оставалось мало времени, и ребятам пришлось оставить продукты на входе. Правомерны ли действия администрации и сотрудницы кинотеатра в данном случае? (Обоснуйте свой ответ)
Неправомерны. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (ст. 426 Гражданского кодекса РФ).
На основании п. 25 Правил по киновидеообслуживанию населения (утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 г. № 1264)администрация киновидеозрелищного предприятия вправе не допустить зрителя на просмотр или удалить из зала только в случае нарушения зрителем общественного порядка и причинения вреда имуществу киновидеозрелищного предприятия.
- Перед походом в магазин Светлана взяла в банкомате выписку, чтобы узнать, сколько денег у нее на зарплатной карте. В выписке сказано, что доступный остаток средств – 35 тысяч рублей. Светлана помнит, что в эту сумму входит овердрафт на сумму 15 тысяч рублей. Сколько денег Светлана может потратить, не влезая в долг перед банком? (Обоснуйте свой ответ)
20 000 руб. Овердрафт – это банковский кредит по дебетовой карте, позволяющий тратить и снимать больше денег, чем есть на счете.
35 000 руб. – 15 000 руб. = 20 000 руб.
- Алексей купил в подарок своей маме сотовый телефон. В первый же день использования телефона мама поняла, что данная модель ей не подходит (слишком маленькие кнопки и нажимать на них ей неудобно). Алексей обратился в магазин с требованием об обмене телефона. Однако продавец отказал ему в удовлетворении требования. Правомерен ли такой отказ? (Обоснуйте свой ответ)
В соответствии со ст. 502 Гражданского кодекса РФ и ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.